Клиентооборона

Вот вроде бы мне уже давно не 16 лет, а недавно всё равно попался на удочку кидалова. Несмотря на то, что я и так предельно недоверчив к системе «вы мне работу — я вам деньги». Причина проста и банальна — излишнее доверие. Не хотелось бы вдаваться в подробности и перемывать заново старые кости, но есть желание всё же оставить памятку фрилансерам в виде моего личного опыта работы с абсолютно разными заказчиками.

«Срочно нужен сайт под ключ + раскрутка. Бюджет $100. Срок — завтра вечером. Новичков просьба не беспокоиться, профессионалы — ау!»

Такие проекты не вызывают у меня ничего кроме смеха. Потому как уже тысячу раз замечено, что именно после таких заявок всё-таки находится «профессионал», который своей заскорузлой малярной кистью рисует гуашью сайт, и в сети появляется очередной страшный сон Сальвадора Дали.

Хотите верьте, хотите нет — если клиент говорит, что ему нужен бизнес в интернете, но бюджет ограничен смехотворной суммой, это значит, что бизнес этому человеку не нужен. Почему? Потому что он даже не знает цены своего бизнеса.

——————————

Умейте сказать «Нет!»

Всех денег на свете не заработаешь, вы знаете. Я не знаю, по каким критериям вы выбираете, за какой заказ стоит браться, но опишу те проекты, за которые я точно никогда не возьмусь:

а) если это бесплатный тендер, в котором с первых же примеров работ видно, что у заказчика вкуса — ноль. Я на 95% уверен, что с таким человеком я никогда до конца не сработаюсь, мы просто не поймём друг друга и превратим совместное сотрудничество в искреннее мучение;

б) если заказчик, поручив мне проект, выходит на связь не чаще одного раза в 3–5+ дней. Через месяц-другой такой тягомотины пропадает всё желание работать над этим заказом, и работа превращается в тяжёлый висяк, от которого практически невозможно избавиться в скорейшем времени. Обычно я в таком случае уведомляю заказчика, что либо мы повышаем коэффициент оперативности, либо я отказываюсь от выполнения проекта вследствие потери столь драгоценного времени;

в) если за срочность не доплачивают. То есть весьма немаленький проект нужно сдать уже завтра вечером, но стоимость за него предлагается как за неспешную работу. Срочно = дороже;

г) если за проект нет предоплаты и это не обсуждается. Для меня всё предельно ясно;

д) если у заказчика в профиле есть негативные отзывы, которые прямо указывают на то, что браться за его заказ — брать грех на душу;

е) если заказчик начинает непременно хамить в ответ на нелестные отзывы других людей о стоимости в $20 за логотип. Человек, не умеющий слушать и воспринимать вполне адекватную критику, вряд ли станет моим партнёром. Иначе как я ему потом буду доказывать, что фотография в логотипе — моветон?

ж) если на предложение сделать работу дороже указанного бюджета, заказчик начинает нести всякую чушь о том, что я не Никас Сафронов и не Артемий Лебедев. Где связь между, например, созданием иконки и Сафроновым, я так и не улавливаю, но зато я точно знаю уровень своих работ и их стоимость.

—————————————————

Никогда не работайте без предоплаты!

Это самый основной и первоначальный принцип внештатной работы. Если человек видел уровень ваших работ, если он знает, чего от вас ожидать на выходе и готов платить деньги за работу, поверьте — ему не составит труда начислить вам аванс, чтобы гарантировать оплату затраченного вами времени.

Если клиент всеми силами отпирается, аргументируя тем, что может быть это вы хотите его кинуть, или что он не знает вашего отношения к работе, или что его начальник выделит требуемую сумму только после просмотра результата — это первый признак неприятного исхода. Тысячу раз подумайте над тем, что ему мешает перевести на ваш счёт процент от оговоренной суммы.

Человек, готовый купить работу — купит. Даже с предоплатой.

——————————————————————————————————

Если вы договорились о предоплате, не спешите начинать работу немедленно!

Дождитесь, пока эти деньги упадут в ваш кошелёк/счёт. На моей практике было несколько случаев, когда заказчик говорил, что аванс выслан, но в течение нескольких дней деньги так и не приходили на счёт. В первом случае клиент попросту испарился, в двух же других было пробормотано что-то невнятное о «дурацкой системе» и деньги всё-таки были получены.

Идеальные варианты оплаты: наличные деньги, webmoney, yandex-деньги (в общем, любой электронный платёж). Их плюсы очевидны — моментальное поступление средств. После чего вы с радостью можете приступить к любимой работе.

Кстати, можно поэкспериментировать — если клиент сказал, что деньги высланы, но вы их так и не получили, тут же сообщайте ему, что работа готова и высылайте пустое письмо с загадочным смайликом. Вы вдвоём с улыбкой оцените тонкий юмор собеседника и оба приступите, наконец, к выполнению своих обязанностей: он начнёт наконец-то действительно высылать деньги, а вы приметесь за создание своего очередного шедевра.

————————

Знайте себе цену!

Очень умиляют ситуации, когда при объёме работ, скажем, в $400 заказчик просит скидку в $50. Причём обосновать такую поблажку он часто не может. Ему просто хочется дешевле, это само собой. Но выходит так, что он за меньшие деньги получает тот же объём работ, а вы за меньшие средства приобретаете ту же головную боль. Вас это устраивает?

Я обычно предоставляю скидку 5% только для постоянных заказчиков, для которых у меня существует специальный кредит доверия. Это служит им стимулом снабжать меня работой и впредь.

В конце концов — вы продаёте готовый товар. Как вы думаете, что скажет вам менеджер компьютерного отдела, когда вы попросите скидку в $50 за планшет стоимость $400 на витрине? Правильно: он плюнет вам под ноги и продолжит играть в пасьянс на рабочем компьютере.

—————————————-

Умейте оценивать объём работ

Зачастую, к сожалению, складывается так, что мелкие поправки, которые делаются для заказчиков, нарушают изначально предоставленное техническое задание и являются, фактически, бесплатными капризами клиента. Это не так. Вы человек, который продаёт свою работу. Вы обязаны знать, сколько у вас стоит та или иная услуга. Можете считать, что выполняя поправки, более чем на 15-20% отличающихся от исходного задания, вы обманываете сами себя. Попросите оплатить дополнительное время, обосновав именно тем, что сейчас вы выполняете несколько иную работу, нежели было оговорено изначально.

Те же грузчики, помогая перезжать вам на новую квартиру, не станут молчать, когда вы попросите вместо одного холодильника перевезти два пианино и аквариум. Чем вы хуже грузчиков?

————————————————————————————————————————————-

Все материалы и договорённости, касаемые вашего заказа, просите всегда дублировать вам на почту.

Причина проста: в случае необоснованных требований и просьб вне почтового ящика (ICQ, телефон, иные средства общения) у вас всегда будет куда ткнуть носом собеседника. Как правило, к электронным письмам люди относятся гораздо более серьёзно и составляют их куда как более обдуманно. Другой вариант: можно воспользоваться здешней системой переписки. Там ведётся полная история диалога с возможностью прикреплять к сообщениям необходимые материалы для выполнения работы.

———————————————————————————

Когда сдаёте работу — не поленитесь защитить результаты.

Если это любые картинки — проставьте там watermarks. Если это текст — воспользуйтесь специальными программами, которые покажут лишь отдельную часть работы. Если это флэш — используйте левые ссылки на элементах управления.

Как только клиент убедится, что выполнено именно то, что ему было нужно и переведёт вам оставшуюся сумму — смело высылайте оригинальную работу.

Это же касается и тех случаев, когда вы всё-таки рискнули работать без аванса и у вас возникли сомнения по поводу добросовестности заказчика. Для убедительности дайте ему взглянуть на вашу работу одним глазком, и после полного расчёта дайте ему полюбоваться вашей работой в полной мере. На крайний случай, тихонько намекните ему обо оплате, выслав вместе с тестовым образцом вашей работы фотографию 500-долларовой купюры высокого разрешения.

———————————

Заставьте уважать себя!

Ни один заказчик не в праве принижать вас как профессионала, человека или «безработного» фрилансера. Вы не чернорабочий, который убирает мусор, моет окна или подметает пол. Вы не доставщик пиццы или рекламный агент с листовками. Вас обязаны уважать хотя бы потому, что фриланс — это ваш маленький (или даже вовсе немаленький) бизнес, ваше собственное коммерческое предприятие. И если вы умеете зарабатывать своим умением свои деньги — уже за это потенциальный заказчик обязан вас приветствовать «Добрый день!», а не «Значит так, смотри сюда».

———

Эпилог

Эти советы и рекомендации я не прошу расценивать как панацею от всех бед или руководством к действию. Всё это сформировано мною после нескольких лет работы, что позволяет мне вполне комфортно работать практически с любого типа заказчиками, не боясь того, что я потрачу своё время зря.

Запись опубликована в рубрике Фриланс с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий