Луганщина – последний рубеж казацкой вольницы

Знаете ли вы, что в 17-18 веке перемещаться югом Луганщины можно было только при наличии особенного знака, который действовал в качестве пропускного на территории Вольностей Войска Запорожского и обеспечивал безопасность путешественнику? За право проезда вольностями приходилось платить казакам, те отправляли деньги в Военную казну Запорожской Сечи.

Этот интересный факт – один из множества малоизвестных, а то и вовсе утаенных, касающихся пребывания запорожцев на территории современной Луганщины. Почему среди луганчан не принято гордиться запорожскими корнями, кто на самом деле основал Луганск, и насколько яркую роль сыграли выходцы из легендарной Сечи в судьбе нашего края?

Луганщина последний рубеж казацкой вольницы
В Луганском областном краеведческом музее — стенд о запорожских казаках Луганщины

Жить в Запорожье

В своей книге «Прошлое украинского казачества на Луганщине» краевед Игорь Саенко рассказывает о двух ветвях Украинского казачества, с которыми связан наш регион. Это Войско Запорожское Низовое, и Слободское казачество. По мнению краеведа, Россия, «как царская, так и большевистская», замалчивала в истории Украины (в частности, Придонцовья) все то, что происходило до начала промышленной разработки залежей угля в конце 18 века.

Это делалось для того, чтобы отвергнуть существование Войска Запорожского Низового как историко-этнографической части Украины, а также ради приуменьшения вклада запорожцев в развитие региона.
Достигла ли политика замалчивания своего результата? Возможно, ведь даже на уровне бытового общения ощущается, как редко луганчане гордятся своими запорожскими корнями, и как часто – не подозревают о них.

В отличие от донских казаков, служивших российской короне, запорожские (украинские) казаки будто вымылись и из отечественной истории, и из народной памяти. Луганск и окрестности, где когда-то они обитали, полностью или частично русифицированы, запорожская культура предана забвению, а среди населения по-прежнему бытует ошибочное (или специально навязанное?) мнение о том, что Луганск «основала» Императрица Екатерина ІІ.

Луганщина последний рубеж казацкой вольницы
Казацкий псалтырь 1650 года. Выставлен в Луганском областном краеведческом музее

Даже название региона – «Донбасс» (Донецкий каменноугольный бассейн), работает на создание его искаженного образа. Включать в «Донбасс» всю Луганскую область – значит, демонстрировать неосведомленность, поскольку большая часть территории была и есть сельскохозяйственной, а вовсе не угольно-промышленной.

Игорь Саенко считает, что надо вернуть южным землям современной Луганщины, на правом берегу Донца, старое название Запорожье.

Луганщина последний рубеж казацкой вольницы
С таких пикетов запорожские казаки на Луганщине вели наблюдение за степью

К этой инициативе можно относиться по-разному. Но только представьте себе, как изменится самоидентификация жителей края, если возвратить историческое значение доекатерининскому заселению Дикого поля казаками – донскими, слободскими и запорожскими.

Вергун и Вырвидуб

Попытки обратить внимание общественности к казацкому прошлому Луганщины были. В 2010 году в Луганске родилась любопытная инициатива. Горожане (луганский художник и культуртрегер Вячеслав Бондаренко, директор студии «Зина-Дизайн» Роман Еримеенко и руководитель общественной организации «Луганский археологический союз» Алексей Бритюк) вышли с предложением установить в Луганске памятник основателям города.

128 подписей было собрано за то, чтобы в областном центре появился памятник… нет, не Императрице Екатерине ІІ, а двум казакам-украинцам – реальному Вергуну, и мифическому Вырвидубу.

На вопрос, почему именно казакам, отвечает Алексей Бритюк: «Информация о том, что запорожские казаки стояли у основ нашего города, мало распространена. Об этом не принято говорить, особенно на волне современного русофильства. В указе Екатерины ІІ об основании Луганского чугунолитейного завода от 1795 года (этот год считается «официальным годом рождения Луганска», — прим. авт.) указано, что «завод основан на реке Лугань у села Каменный Брод». Село тут уже было, значит, согласно существующим у историков правилам, нужно считать годом основания не время подписания очередного, пусть даже и важного, указа, а время первого упоминания населенного пункта в письменных источниках».

При таком подходе, возраст Луганска немного увеличивается. «После указа Императрицы Елизаветы об основании Славяносербии, на территории современного Луганска в 1753-54 годах были основаны три гусарские сербские роты – на территории Каменного Брода, Вергунки и Красного Яра, — рассказывает Алексей Бритюк. — То есть, Луганск старше как минимум на 40 лет. Но и это не предел. Гусарские роты были приглашены на территорию Подонцовья с одной целью – защитить южные границы Российской Империи от набегов татар, с которыми замечательно договаривались местные украинские казаки».

Чем обоснован выбор героев для памятника? Рассказывает Алексей Бритюк: «Имя Вергуна в летописях связывают с регулярным запорожским войском еще до Северной (Русско-Шведской) войны 1700-1721 годов. В 1688 году этот казак служил гетьману Мазепе, передавал деньги на Сечь и письма с территории Слобожанщины. Вергун – это прозвище, у казаков его давали «вербунам» — людям, которые вербовали рекрутов в казачество на вольных землях, и на будущей Луганщине в том числе. А имя Вырвидуба откопал в каких-то архивах луганский краевед Вениамин Карпенко».

Известно четыре местности в Луганске, связанные с пребыванием запорожских казаков. Это Каменный Брод, где находилось давнее запорожское займище (место охоты и рыбалки), а с 1740 по 1750 годы также встречаются упоминания о тамошних зимовниках; поселок Вергунка, образовавшийся на месте зимовника и нареченный в честь казака Вергуна; поселок Веселенькое, в 1707 году значившийся как заселенная местность запорожского казачества; Красный Яр на Донце.

Сечевики и гнездюки

Чем занимались запорожские казаки на территории современной Луганщины? Каков был их быт, какие следы пребывания оставили по себе вояки?

Войско Запорожское Низовое имело свой центр – Сечь, кроме этого, оно владело землями (вольностями), которые были поделены на восемь паланок. К самой большой паланке, Кальмиусской, и относилась часть территории Луганской области – вместе с частью Донецкой и Ростовской областей.

Луганщина последний рубеж казацкой вольницы
Карта Паланкового устройства Вольностей Войська Запорожского (там есть и наша, Кальмиусская паланка). Казацкие поселения в Среднем Подонцовье середины 17-начала 18 века. Зеленым цветом отмечены поселения запорожских казаков, синим — донских. Также там отмечена тайная дорога запорожцев на Дон и Кагальник, которая проходила через Луганскую область.

Руководство паланкой осуществляла старшина из числа сечевиков, а мужскую часть населения составляли преимущественно «гнездюки», осевшие и женившиеся (в отличие от сечевиков) казаки.

Примерно с середины 17 века запорожские казаки расселялись по правому берегу Северского Донца (в то же время донские казаки осваивали левый берег). На территории Луганской области ученые насчитали 13 зимовников, небольших запорожских поселений.

Жители зимовников занимались скотоводством и земледелием, ремеслами и промыслами. Они обеспечивали продуктами сечевиков, а также в случае необходимости принимали участие в военных действиях.

Краевед Игорь Саенко сообщает удивительное: что в Лисьем Байраке на Донце (сейчас Лисичанске) запорожцы еще в 17 веке использовали каменный уголь как топливо для бытовых нужд и для ковки железа. И недоумевает: почему годом основания Лисичанска считается 1710?

Территория современной Луганской области имела большое значение для казаков, ведь раньше (как и сейчас) она являлась приграничной зоной. В 17-18 веке запорожцы здесь вели наблюдение за вылазками крымских татар, о действиях врагов сообщали при помощи специальной сигнальной системы с пикета на пикет.

В 1641 году на территории Кальмиусской паланки против татар на Боровском перевозе через Донец действовал Иван Богун – позже прославившийся в битвах под Винницей и Берестечком, и ставший первым советником гетмана Богдана Хмельницкого.

Таким образом, казаки на территории современной Луганщины препятствовали военному вторжению крымских татар и продвижению их вглубь территории, которую считали своей. Вооруженная борьба с татарами порой сменялась … братанием и даже союзничеством, ведь степная жизнь требовала гибкости в общении с потенциальными противниками.

Ищем следы пребывания казаков

Есть на Луганщине места, где и сейчас можно увидеть реальные следы пребывания казаков? Есть, и в одно из них мы вас приглашаем.

Запорожцы Луганщины славились своими гончарными изделиями. Самый крупный зимовник, в котором процветало гончарство, – Макаров Яр. До 1951 года в Краснодонском районе Луганской области существовало село с таким названием, после его переименовали в честь красного командира Александра Пархоменко.

Луганщина последний рубеж казацкой вольницы
В селе Пархоменко (ранее — Макаров Яр) гончар был в каждом дворе. Отец красного командира Александра Пархоменко также изготавливал посуду. Фото из музея имени А. Я. Пархоменко

Макаровым Яр стал не случайно. «В 1738 году сюда приехал оставной запорожский казак Макар Безродный «с челядью», — рассказывает Таисия Блюм, бывший директор историко-мемориального музея им. А. Я. Пархоменко, ныне заведующая художественной гончарной мастерской «Макаров Яр».

Луганщина последний рубеж казацкой вольницы
Казацкие горны В селе Пархоменко похожи на пещеры.

«Устроивши здесь обширный зимовник с множеством землянок, Макар до конца дней своих, со своею челядью, со своими наймитами, усердно занимался скотоводством, жил долго и имя свое оставил на память своему зимовнику», — так говорят документы того времени.

Макаров Яр превратился в один из крупнейших гончарных центров Востока Украины, в конце 19 века в нем проживало ни много, ни мало, 239 гончаров. Гончарные изделия из Макарового Яра были экологичными, крепкими и простыми в оформлении.

Луганщина последний рубеж казацкой вольницы
Эксперты считают, что казацкие горны еще могут заработать после реставрации

Луганщина последний рубеж казацкой вольницы
Такие черепки буквально лежат под ногами в селе Пархоменко

По Макаровому и Белоусовому ручьях казаки сооружали гончарные горны — двухкамерные конструкции с топочной и обжиговой камерами, в которых изготавливали горшки, макитры, миски. Свои гончарные изделия запорожцы меняли на продукты и оружие.

По сей день сохранилась часть горнов, в которых наши предки 350 лет назад делали добротную посуду. Неискушенному зрителю горны напоминают пещеры в склонах берегов ручьев. Эксперты говорят, что если их отреставрировать, старые горны еще смогут удивить качественными изделиями.

Луганщина последний рубеж казацкой вольницы
Возрождение традиций гончарства на Луганщине. Современый горн.

«Казак народывся» — старожилы села Пархоменко рассказывают, что такой фразой в прошлом веке встречали новорожденных мальчиков. Здесь и поныне набирают воду в кринице с красноречивым названием «Казацкая», здесь и сейчас можно увидеть остатки фундаментов казачьих хат и найти прямо под ногами трехсотлетние черепки.

Луганщина последний рубеж казацкой вольницы

Таисия Блюм считает, что казачья история Луганщины 17-18 веков еще будет исследована и дополнена археологическими находками.

Пока же Луганщина возвращается к казачьим истокам. В гончарной мастерской «Макаров Яр», к примеру, возрождают традиции гончарства. Здесь проводят мастер-классы для желающих по изготовлению казачьих свистулек и посуды.

Луганщина последний рубеж казацкой вольницы
В художественной гончарной мастерской Макаров Яр

Тема казацкой Луганщины еще найдет продолжение – в памятниках и диссертациях, в раскопках и бытовом общении. Она раскроет еще один смысл самой восточной области Украины – быть последним рубежом украинской вольницы, тогда и сейчас. И, возможно, она станет одной из граней самоидентификации жителей самой восточной области Украины.

Словарик призабытых казацких слов

Абшитованый — отставной
Выправа – поход
Гайдамака – повстанец, народный мститель
Жерделя – абрикос
Довбыш – барабанщик
Гэрць – поединок
Кульбака — седло
Осадчий – первый поселенец, основатель населенного пункта
Сагайдак – лук
Яса — салют
(По материалам книги Игоря Саенко «Минуле українського козацтва на Луганщині»)

Яна Ярошук

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Гостевой пост, Интересное, Полезное с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий