Луганский танк Т-34: история и реставрация

Он пережил Вторую мировую войну. Но его едва не добили вандалы. Никто его не украл и на металлолом не сдавал. Он просто получил шанс на вторую жизнь. Речь идёт о легендарном танке Т-34-85, что длительное время украшал выезд из Луганска на Краснодон. Боевая машина заехала на постамент своим ходом. С того времени прошло много лет. Активисты и местная власть решили возобновить танк. Мол, чего стоять без дела. Да и сама «тридцатьчетвёрка» станет настоящим украшением военных парадов и исторических реконструкций. Тем более, что реставраторы обещают, что танк в скором времени вернется на постамент…своим ходом.

луганский танк т 34

«Ветераны войны, ветераны 4-го Гвардейского Сталинградского механизированного корпуса, где эта машина воевала, в этом составе, во время празднования Дня танкиста обратились к мэру города о том, что было бы очень желательно, как поступает в российских городах, когда с постаментов машины снимают и все прочее, — рассказывает председатель патриотического объединения Александр Акулов. — На его счету очень много уничтоженных вражеских солдат и офицеров, боевой техники и всего прочего. Тем более, он воевал как на западе с немцами, так и на востоке с японцами. То есть прошел все, что могла пройти… скажем так, он настоящий солдат».

луганский танк т 34

Александра Ионова Великая Отечественная война застала километрах в 12 от западной границы Беларуси с Польшей. 22 июня, говорит ветеран, он прочувствовал  войну на себе. После битвы за Смоленск, Ионова отправили в военное училище в Орджоникидзе. После чего он попалв 4й Гвардейский механизированный корпус. По странному стечению обстоятельств, судьба свела его с экипажем «луганского» Т-34.

«История этого танка вот как раз и связана с этим 4-м Гвардейским Сталинградским механизированным корпусом. Ибо он, после того, как отец Яков Шулька купил этот танк, а это было в ноябре 43 года и подарил своему приемному сыну Ивану Кисенко. Вот Ивана Кисенко я хорошо помню. В ноябре 43 года мы освобождали село Покровское, где проживал этот Шульга Яков Фёдорович. — Вспоминает ветеран ВОВ Александр Ионов. — И вот когда мы освободили село, Яков Шульга написал Сталину письмо, чтобы купить танк за наличные деньги. Вот это было торжество величайшее: стоит танк, экипаж, зачитывается приказ — ответ Сталина и этот танк получает Иван Кисенко в личное пользование».

Машина прошла славный боевой путь. Вместе с победами знавала и поражения.

луганский танк т 34

Из воспоминаний Александра Ионова: «Еще после окончания всех боев, это мне запомнилось особенно ярко, были устроены похороны погибших наших людей. В общей сложности корпус потерял тогда за Белград 900 человек. Погрузили их по 4 гроба на танк. Вот 14 танков, в том числе и танк Кисенко, который мы сейчас видим на пьедестале. С этого момента я его хорошо помнил. И Кисенко стоит в башне с красным флагом. Жаль, что нет у меня фотографии такой».

Александр Акулов прослужил 25 лет в танковых войсках. В настоящий момент шутит, что профессия совпала с любимым делом. О танках знает много и может рассказывать о них часами. Заодно успокаивает современных ревнителей городского асфальта: Т-34-85 – далеко не та «тридцатьчетвёрка», которая начинала войну. И кроме более мощной пушки, новых обводов, танк получил и новые гусеницы – как раз для топких местностей Беларуси и Польши.

луганский танк т 34

«Танкисты потребовали, чтобы танки не буксовали, изобретите нам гусеницы такие, чтобы они были проходимые. Вот посмотрите, гусеница типа «вафля». Ну, корочки вот эти вафельные, знаете? Стаканчики, вафельки. Не напоминает кондитерское изделие? Ничего? Так вот, смысл вот этим вот всем, — гусеница просто присасывалась к грязи, к грунту, прилипала, чем обеспечивала проходимость. Помимо этого всего, танкисты в годы войны делали еще вот такую вещь: если вы обратили внимание, один трак идет с гребнем — это вот в зацеп ведущего колеса входит. А второй идет пустой, безгребневой. Вот он. Для того, чтобы увеличить проходимость машины, танкисты что делали? Выдвигали на две проушины вот сюда и гусеница шириной из 50см превращалась в 75, что давало определенные преимущества в бою, — рассказывает и показывает Акулов. — Ну он весит сейчас где-то в пределах 30 тонн. Боевая масса 32 тонны. Вот на снаряды на все 2 тонны отбросьте. Вот получается. 5 точек опоры с одной стороны. 5 точек опоры с другой стороны. То есть 10 всего. 30 тонн разделите на 10. получается нагрузка на каждую точку опоры 3 тонны. У нас грузовики по городу ездят 30-тонники даже побольше. И портят дороги гораздо больше. Почему? Потому что точек опоры меньше! И площадь воздействия на асфальт, соответственно, больше в 10 раз».

Шрамы от метких вражеских выстрелов украшают машину, как настоящего мужчину. Танк сменил несколько экипажей. В частности, во время боев за венгерский Хатван.

луганский танк т 34

Из воспоминаний Александра Ионова: «Я тогда командовал ротой 120мм-минометов и действовал вместе с майором Махмутова, как средства усиления. И вот на моих глазах, когда мы подошли к этому населенному пункту, была такая промозглая погода, мокрый снег, впереди кукурузное поле неубранное. И вот тут мы попали в засаду, наши танки. Они подбили 7 машин наших. Три сгорели, а 4 остались на поле боя. В том числе и танк Кисенко. Пробоину он получил в лоб».

«Рикошет. Понятный вопрос, что здесь вырвало. Рикошет. И вот там с башни вырван кусок. А снаряд по всей вероятности куда-то ушел. Под городом Хатваном на территории Венгрии, он столкнулся с двумя Фердинандами. Одного он сразу уничтожил. А второй своим выстрелом поразил его. Вот заделано. — Александр Акулов показывает заделанные пробоины в танке. — В результате вот этого попадания, погиб заряжающий, погиб радист-пулеметчик. Все остальные члены экипажа были тяжело ранены. А танк, как настоящий солдат участвовал в похоронах своих хозяев боевых».

После той битвы танк попутешествовал миром. Его перебросила на русско-японский фронт. И где-то 25 лет о машине никто не слышал.

Из воспоминаний Александра Ионова: «И тогда мы уже узнали позже — попал он на Сахалин в одну из танковых частей после ремонта. И когда экипаж проверял свой танк, внутри танка на обратной стороне башни внутри нашли табличку «От отца Шульги — сыну Кисенко». Медная табличка была закрашена. И об этом доложили командующему Дальневосточного округа генералу армии Толубко. А Толубко был во время войны у нас командиром бригады. Знает чей это танк и кому он принадлежит. И он распорядился отправить его в Луганск».

Тогда же «танк Кисенко» и заехал собственным ходом на свой, казалось бы, вечный постамент. Танковую пушку, конечно, сразу демилитаризовали. Так и стояла себе боевая машина десятки лет. Пока не нашлись ветераны-танкисты, которые на голом энтузиазме взялись за реставрация символа Победы.

На сам танк у Луганской мэрии грандиозные планы. В первую очередь, руководители областного центра мечтают увидеть Т-34-85 на параде в Луганске на День Победы девятого мая. Также вице-мэр Александр Ткаченко надеется привлечь «34» к участию в очередной исторической реконструкции. Впрочем, даже на этом планы городского совета не заканчиваются. Почти по секрету заместитель городского председателя сообщил, что власти Луганская рассматривает возможность создать интерактивный музей под открытым небом. Мол, блиндажи и окопы, которые воспроизвели на реконструкции, имели настолько грандиозный успех у луганчан(было огромное количество желающих сфотографировать в доте, с автоматом или окопе), что городская власть будет строить исторический музей, полностью посвященный Великой Отечественной войне.

Александр Ткаченко, заммэра Луганска: «Сейчас обсуждается вопрос о создании интерактивной площадки на ВВАУШе. Где-то недалеко от авиационно-технического музея. Где будут вырыты траншеи, блиндажи, доты по чертежам и эскизам времен Великой Отечественной войны. Будет выставляться техника, огневые позиции, где наглядно можно будет посмотреть, что такое сооружения военного времени. Планируем также на этой площадке собрать технику военных лет. Еще один павильон — то, что сегодня хранит земля, остатки войны. Сегодня ведутся поисковые работы, находим предметы времен Великой Отечественной войны, которые находились в земле 70 лет. Есть сегодня идея о том, чтобы выставить все это для показа, что пролежало под землей».

Что касается «танка Кисенко», то «34» после реставрации вернется на постамент. А вот передвинут ли боевую машину, а заодно и культурно-историческую достопримечательность в запланованный музей — решать необходимо уже на государственном уровне.

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Интересное, Полезное с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий