Провокация как метод

Теоретики журналистики выделяют несколько методов получения информации: от интервью до аналитики. Мне бы хотелось сейчас немного поговорить о провокации. Причем о провокации как методе получения информации

Не будем углубляться в теорию. Лень. Лично мне просто нравится провоцировать людей. Чтобы посмотреть на реакцию. Реже — чтобы добиться определенного ответа или действия. Если с друзьями и товарищами, то это больше похоже на «а вам слабо?». Чуть посерьезнее по работе. Тут уже вступают в силу псевдофакты или определенным образом подтасованная информация. Часто этот метод или его разновидность называют «неудобными вопросами». Вот и поговорим о работе.

На всякого рода пресс-конференциях или интервью нужно уверенно задать вопрос. Нужно, чтобы он даже почти соответствовал действительности. Например, вспомнить конфуз. Вот спросить у Президента Украины Виктора Януковича, как он относится к творчеству украинского поэта Чехова или венку как украшению. После казусов, которые облетели весь Интернет и стали поводом для сотен тысяч шуток и насмешек, это будет явная провокация.

Можно попросить подтвердить или опровергнуть то или иное утверждение. Наша главная цель — выбить собеседника из колеи. Тогда он может либо ляпнуть что-нибудь забавное. Либо сказать то, что никогда не сказал бы. Вспоминается хороший пример, когда журналисты спросили у Ландика-старшего о Ландике-младшем. Дело было после скандала: сынуля депутата избил звезду эротического жанра в кафе(которое почему-то гордо именуют рестораном). Папочка, который и так, явно, уже неоднократно за тот день слышал подобный вопрос, назвал сына святым. На волне интереса к этому скандалу, информация облетела очень и очень много информационных ресурсов, породила еще больше шуток в социальных сетях и блогосфере. Например, что церковь канонизирует только после смерти. Очередной конфуз.

Недавно был на прессухе по теме субсидий. Кося под дурочка, стал задавать одни и те же вопросы по кругу, с разными формулировками. При этом явно показывая, что не доверяю информации чиновников. Провокация удалась. Но вот совсем не так, как я ожидал. На третьем заходе вместо чиновников попытался ответить, так сказать, коллега из конкурирующей организации. Вместо того, чтобы сидеть и скучать или молча интересоваться происходящим, он влез не в свой диалог. Этим дал чиновникам и моральную поддержку(а этого ни в коем случае нельзя допускать!) и время осмыслить свой ответ. Мне было забавно. Он не понял. Чиновники выкрутились. Но я хоть повеселился.

Если чиновник замешкался с ответом на провокационный вопрос — это дает прекрасный повод усомниться в его профессионализме или знании данной темы. Еще хуже бывает, когда чиновник начинает отвечать на вопрос, в котором не компетентен. Тогда зачастую и рождаются сенсации. Как с баннером, который Ветром сдуло.

Или вот такой забавный случай. Начиналось, правда, трагически. Взрыв в кафе в центре города. 12 пострадавших. Пять из них погибли. Цифры могу и перепутать. Но сейчас не об этом. Тогда только ленивые (имеются в виде чиновники из горсовета типа мэра, заместители или начальники отделов и управлений горсовета) не обещали, что на месте взрыва поставят часовенку или памятный знак. Прошло несколько лет. Никакой реакции. Стали мы с коллегами активно подымать этот вопрос при каждом удобном случае. Сначала нас кормили «завтраками», потом обвинили, что «отсутствует инициатива снизу». Пришлось написать письмо на имя мэра и собрать под ним больше двух сотен подписей горожан с активной позицией с требованием выполнить обещанное.  Вроде бы даже добились указания более-менее конкретных сроков. В этом случае, чиновникам каждый раз, как они «падали на мороз» напоминали их же слова. И не всегда у них находилась наглость придумать отмазки.

Или вот вспоминаю вопрос игровых автоматов. Неоднократно интересовался у милиции и мэра, мол, как же так, азартные игры запретили, а они работают. Мне отвечали человеческим голосом, что я ошибаюсь. Пришлось составить список с указанием адресов. А к одному такому совсем не скрывающемуся казино даже съездить и снять стендап. Ирония ситуации была в том, что казино внаглую работало в здании одной из районных прокуратур. Только тогда пошла реакция. Власть просто вынуждена была позакрывать указанные игорные заведения, чтобы не расписаться в своем бессилии. Тем более, что посмешищем они тогда уже стали.

Правда, в последних двух примерах трудно сказать, спровоцировали реакцию или добились монотонным трудом. 😉

Зачем нужно провоцировать собеседника? Если не от скуки, как это часто делаю я, то провокация это удобный инструмент получить дополнительную информацию.

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Запись опубликована в рубрике Журналистика с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Провокация как метод

  1. facebook.com Марина Ежевика говорит:

    эх, а у меня как-то не получается провоцировать (кроме личных отношений).
    то ли склад ума не тот, то ли стесняюсь ставить человека в… неловкую позу… 🙂

Добавить комментарий