Журналисты гребут деньги лопатой?

Обнаружил интересное мнение на своей работе: сотрудники телекомпании считают, что в редакции новостей деньги гребут лопатой. Подобные высказывания я слышал не раз. Всегда забавляло. На самом деле, кроме дополнительной головной боли нет никаких других преференций. И зарплата у редакторов одинакова для всей телерадиокомпании.

Кинули ссылочку на один интересный материал. Вроде как это исследование было опубликовано в «Телекритике«. Выходит, что со всем своим опытом и стажем, я получаю как новичок.

Большинство журналистов в Украине — молодые женщины, а высокую зарплату (свыше 12 000 грн) получают лишь 3% работников СМИ. Только половина журналистов обеспечены социальным пакетом, и только 25% получают от своих работодателей возможность посещать учебные мероприятия для повышения квалификации.

Такие факты в ходе исследования рынка труда журналистов обнаружил Киевский независимый медиа-профсоюз (КНМП), кадровый портал hh.ua и Украинская сеть Глобального договора ООН. Результаты исследования они представили 16 декабря.

59% опрошенных журналистов — женщины, 73,58% из них составляет молодежь от 22 до 35 лет. 53, 89% — репортеры, обозреватели, или спецрепортеры, 20,77% — среднее звено, то есть руководители отделов, редакторы отделов, 8,81% — редакторы изданий, руководители. 41,45% имеют опыт работы в СМИ от 5 до 10 лет, 32,64% — менее 5 лет. Большинство участников исследования — 66,32% — работают в общеукраинских СМИ. «Вырисовывается такой портрет журналиста: это девушки, они молодые, но с большим опытом работы», — говорит Андрей Яницкий, заместитель председателя Киевского независимого медиа-профсоюзы (КНМП).

Только половина опрошенных оформленные в соответствии с трудовым законодательством. Дважды в месяц, как это прописано в законодательстве, зарплату выплачивают лишь трети опрошенных, а половина имеют нерегулярную зарплату (ее могут не выплачивать, задерживать). Могу сказать, что на моей работе зарплату выплачивают в соответствии с законодательством: аванс и зарплата. Типа как по закону.

«В законах прописаны такие аспекты как оплачиваемый отпуск, выход в декрет, сохранение рабочего места. Такие условия предоставляет больше половина редакций. Только 11,4% отдыхают 36 дней, как это записано в Законе о государственной поддержке СМИ. Большинство отдыхает 24 дня», — говорит Андрей Яницкий. Длинный отпуск — тоже есть. правда, мне объясняли, что отпуск у меня 31 день, а еще 5 дают за вредную работу за компьютером.

Каждый третий зарабатывает менее 3 тыс. грн:

— 30,5% — до 3000 грн
— 40,42% — 3000-7000 грн
— 16,06% — 7000-12000
— 3,63% — больше 12000 грн
— 9,39% — не ответили

43,5% новичков получают на первом месте работы до 3 тыс. грн. Ну и? 6 лет стажа. Новичком назвать можно с трудом. Но я даже 2,5 тыс.грн вижу по редким праздникам. А точнее, как заплатят столько, так и праздник!

Свыше 30% зарплат не растут даже номинально (во-во, а нам еще сказали, что и не будут!), в 33% случаев роста не опережает инфляцию. 30,5 % сказали, что повышение зарплаты обсуждается с каждым работником индивидуально и не зависит от инфляции: «Эта ситуация типична почти для всех сфер на рынке труда. Мы видим, что рынок труда журналистов, в основном работает на условиях лояльности, от субъъективних обстоятельств. Если большинство компаний в других сферах исповедуют рыночные условия, то журналистика немного за этим не успевает», — резюмирует Юрий Палийчук, медиа-эксперт, специалистпо исследованиям и коммуникациям международного кадрового портала hh.ua.

Виденье профсоюза относительно формирования зарплаты, по словам Андрея Яницкого, такие: должна быть создана профсоюзная организация в редакции, которая должна подписывать коллективный договор. В договоре прописывается, за что у журналиста повышается зарплата, за что его может быть наказано, какие должны быть условия труда. «То есть это должен быть прозрачный документ и правила. В этом случае можно говорить о рыночных основах», — прокомментировал Яницкий. Ну и что? Ну есть профсоюз, есть коллективный договор, даже есть номинальное обсуждение. Дальше что? Слышим очередные отмазки: не входит в вашу компетенцию или полномочия договора, нет денег, не успели и тэдэ…

30,6% опрошенных журналистов работают сверхурочно — больше 40 часов — и не получают за это никаких доплат. Угу. Что есть, то есть. А вообще журналист работает 25 часов в сутки, 8 дней в неделю!

По словам Юрия Палийчука, журналистика — одна из наиболее закрытых сфер: «Причины очень интересны. Вы сами знаете, каким образом журналисты находят работу. Кто-то что-то сказал, где-то освободилась вакансия, кто-то кому-то перезвонил и люди переходят из редакции в редакцию, а сами владельцы медиа открытого набирают персонал, пользуясь услугами репортеров, job-сайтов. Те, которые набирают таким образом персонал, — это большие телеканалы, некоторые издания».

Исследование показало, что каждый четвертый работает в ИНТЕРНЕТ-СМИ без статуса информационного агентства, а это значит, что это ИНТЕРНЕТ-СМИ никак не зарегистрировано и находится в правовом вакууме. Насколько я могу наблюдать у нас подобную ситуацию, так все еще хуже!

Немного больше половины журналистов не имеет претензий к условиям работы (тесные помещения, полуподвальные помещения, и тому подобное). Имею. Неоднократно высказывал. Ответ простой: не нравится — ищи другую работу!

Организаторы исследования отмечают, что бренд журналистики, бренд работодателя-компании, которая является СМИ, достаточно слаб. Это предопределено тем, что 41,45% работодателей ничего не предлагают работникам из социального обеспечения и бонусов (страховка, компенсация проезда, мобильная связь). Лишь 2% сказали, что они получают социальный пакет, который включает в себя медицинское страхование, полную или частичную компенсацию расходов, на проезд, мобильную связь, услуги тренажерного зала и даже обеды. 29% сказали, что их редакции предлагают лишь часть из перечисленных услуг. Нужно еще добавить, что премии и гонорары постоянно обрезают и сокращают. Даже, когда кажется, что уже нечего сокращать и обрезать.

Также слабый бренд, по словам Палийчука, предопределен отсутствием полноценной возможности профессионально развиваться. 44,8% журналистам работодатель не предлагает никакого профессионального роста. Каждый 5 респондент меньше чем один раз на квартал, получает определенные семинары и тренинги от работодателя. И только 6% сказали, что минимум раз в квартал они получают такие возможности. За 6 лет был один треннинг. И еще один раз одну группу отправляли в столицу на повышение квалификации. Больше случаев не помню

«Как таковой медиарынок развивается очень слабо. Большинство работников украинских СМИ, кроме, как на своей работе, больше никоим образом и нигде не развиваются. Эта вот армия журналистов, она является основной движущей силой медиарынка, потому мы наблюдаем, что в Украину намного позже приходят разные медийные форматы. Наш рынок журналистики явно уступает в качестве иностранным продуктам», — делает вывод Палийчук

Всё это очень и очень грустно, — делает вывод журналист

Исследование проходило в формате он-лайн опроса на базе панели Hhresearch кадрового портала hh.ua. В течение октября-ноября были опрошены 194 журналиста. Все респонденты анонимны, но с одного ip-адреса можно ответить лишь один раз. Всего были разосланы анкеты по 2500 адресам. Опрос касался социально-экономического портрета журналистов, условий, в которых они работают, и возможности профессионально развиваться.

ПыСы: как я всегда говорю молодым журналистам, которые приходят к нам на практику или стажировку — бросайте это гиблое дело (журналистику), получайте любую другую специальность, находите нормальную работу и живите счастливо! Или в конце-концов помогите найти мою лопату, чтобы было чем грести деньги!

Запись опубликована в рубрике Вот такая у нас работа, Журналистика с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

9 комментариев: Журналисты гребут деньги лопатой?

  1. Ну это нормально. Одному всегда кажется, что у другого карман больше. Мне тоже всегда говорят, что я деньги лопатой ни за что гребу

  2. Может просто для кого-то 2500 гривен предел мечтаний поэтому…

  3. vkontakte.ru Мария Жидкова говорит:

    любопытное исследование))) законов на бумаге у нас много, а выполняется мало. и это не только в журналистике. у нас с настей вообще надбавок не бывает, премия может быть раз в год. и то если заслужил и если остались деньги в бюджете…. а работы — выше крыши! условия не очень: сидим в темнице сырой. сегодня извлекли кое-какие папки из шкафа. а они полностью сыростью покрылись — восстановлению не подлежат. гос. организация — все ясно. хорошо там, где нас нет

  4. И вообще побывав пару тройку раз на ЛОТе на некоторых сотрудницах явно не из редакции новостей лично я например заметила шубы очень хорошего качества ну и стоимости достаточно солидной. Так что как то не совсем укладывается с тем, что говорят кто и сколько денег лопатой гребет. Я например получая больше чем товарищи с новостей не могу себе позволить купить подобную шубу. Но это просто так для примера

    • jyrnalist говорит:

      в данном материале речь идет о зарплате одного журналиста на одном — основном месте работы. но многие успевают еще подрабатывать. плюс, когда ты говоришь о девушках, ты забываешь, что у многих из них есть мужья, которые впролне способны купить дорогую шубу

      • ах, да фактор наличия мужей как то не учла. Ну, ладно оставим вопрос шуб. Я просто о том, что обычно подобные разговоры, кто больше а кто меньше получают идут от безделья подобных коментаторов. Тому, кто сам работает просто некогда смотреть и следить сколько получают остальные

  5. 30,5% — до 3000 грн
    — 40,42% — 3000-7000 грн
    — 16,06% — 7000-12000
    — 3,63% — больше 12000 грн
    — 9,39% — не ответили
    а вот это скорее всего данные по киевским зарплатам

Добавить комментарий